Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Храм св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. Карамышево

Касаясь истории сооружения храма, следует отметить, что на месте нынешней белокаменной пятиглавой церкви возвышалась ее предшественница - деревянная однопрестольная церковь, которая была построена в 1752 году.Много сил и вдохновения вложил в содержание и сохранение деревянной церкви священник Михаил Самуилов, который служил в 1818-1830 годах.Несмотря на заботливый уход, здание пришло к постепенному обветшанию.Надо было построить новый, именно каменный храм, который служил бы народу на века.Сооружение нового храма возглавил священник Иоанн Яковлевич Смирнов, пожертвовавший на это 6 тысяч рублей, остальную часть денег внесли прихожане.Фундамент заложили осенью 1888 ода в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, отчего берет и название храма.Должны были его построить в последующие 4 года.Забегая вперед скажу, что этот график выдержан блестяще.К сожалению, самому о. Иоанну Смирнову не было суждено видеть храм в законченном виде, он скончался 4 марта 1888 года.Он родился в 1812 году, прожил 76 лет, из них 54 священствовал.Был человеком передовых взглядов. Активно боролся с неграмотностью и несправедливостью.Желал облегчить крестьянам тяжелый физический труд.В народе пользовался непререкаемым авторитетом.В 1853 году у них родился сын, нареченный Яковом, который вступил в должность священника в 1988 году, т. е. сразу же после смерти отца.В основном вся ответственность по строительству храма легла на плечи о. Якова.Немало сил вложил в это благородное дело и второй священник - о. Аркадий Степанович Отарский, занявший эту должность в 1900 году.В архиве обнаружены сведения и о человеке, который руководил сооружение Карамышевского храма.Это был подрядчик Федор Александрович Макаров, который родился в селе Александровке Яранского уездаВятской губернии Кундышской волости.Являясь крестьянином, имел золотые руки, много преуспел в строительстве храмов из кирпича.К сожалению, сведения о нем куцые, более архивы ничего не сохранили.Передо мной приговор (так назывались в ту пору постановления) собрания крестьян Карамышевского прихода от 6 июля 1888 года, куда входили населенные пункты Карамышево, Можары, Мурзаево, Шималахово, Нижеры, Услах, Шанары, Русские и Чувашские Криуши,где проживали 2704 мужчин и 2634 женщин. Собравшиеся 452 крестьянина в этот день внесли вердикт о строительстве нового храма.Поскольку ход строительство церкви представляет большой интерес в смысле точной выдержки графика строительства, соблюдения норм его качества, подробнее привожу содержание приговора:

"...мы, крестьяне деревень Карамышевского прихода, имели суждения о том, что наша приходская деревянная церковь по причине давней своей постройки приходит в ветхость, а потому является необходимость построить новую церковь каменную по новому плану и фасаду.По должному рассуждению о сем, с общим всех нас не принуждением согласия приговором (постановлением - в современном понимании)сим мы постановили: построить вместо прежней деревянной ветхой церкви, новую церковь, однопрестольную во имя Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Для постройки нового храма в нашем селе мы избрали в подрядчики крестьянина Макарова Федора Александровича,который изъявил согласие на сем сходе построить нам церковь каменную за 16 тыс. 75 рублей.Подрядчик Макаров при постройке храма должен выполнить след. условия: весь необходимый материал,как-то бут, известь, кирпич, вода, песок, железо для решеток, кровельное железо, алебастр,материалы для потолка и прочее должен достать подрядчик Макаров равно как и самая доставка строительных материалов к месту кладки церкви должна производиться за счет самого же Макарова.Размер церкви, алтаря, паперти и колокольни должны соответствовать проекту, утвержденному строительным отделом и одобрено его Высокопреосвещенством, Высокопреосвещеннейшим Павлом.Рабочих людей для строительства церкви должен нанимать за свой счет Макаров же,через 4 года храм должен быть готов к освящению Когда дело дойдет до кладки стен, то кирпич должен быть употреблен только такой,как весом 10 фунтов, хорошо прокаленный так, чтобы он был весь красный, а не наполовину.Окна делать с двумя рамами и с железными решетками, стрельчатой формы.При наступлении второго лета начать постройку стен храма на зиму, которые затем закрыть досками.На 3-е лето должно быть закончено строительство трапезы, алтаря и всей церкви, завершением куполами, которых покрыть железом, а колокольня на третье лето должна быть доставлена только до 4-го яруса.Железо для крыши употреблять как в 10 фунтов каждый лист, предварительно загрунтовав с обеих сторон.Крышу окрасить медянкой по грунтовке 2 раза. На 4-е лето закончить постройку колокольни, перенести иконостас в новый храм.Если понадобится позолотить иконы заново, то употребить червонное золото.Главы из церкви должны быть обшиты белой жестью с новыми пролетными из железа крестами.Всего крестов поставить 8 штук, из них 6 позолотить, 2 креста для двух крыльцев сделать из меди. Колокола из старой церкви перенести на новую. Шатер на колокольни покрыть листовым железом и устроить на колокольню лестницу с поручнями".

Остается только восхищаться, что здание храма было построено добротно и точно в срок.К лету 1893 года храм был освящен и стал работать.Алтарь с четырьмя окнами и одной печью имел в длину - 3 сажены (сажень - старая русская мера, один сажень равнялся 2 метрам 13 см.)В нем имелся всего один престол - во имя Святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, празднуемого 8 мая и 26 сентября.Предалтарный иконостас (перегородка с иконами, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть) деревянный, столярной работы в 3 яруса, окрашен белорозовою краскою, с резьбой местами, с колоннами - северными и южными, а также царскими вратами, вызолоченными червонным золотом и полимером (краситель, прочный, имеет яркие и интенсивные цвета)Длина церкви 15 сажень, ширина - 6, она одноэтажная и однопредельная, окон в ней 18, дверей- 3 и печей -3.Главы на церкви крытые пролетным железом и вызолоченными крестами в 1910 году, окрашены в темно-голубой цвет.Колоколов всего 8.Колокол весом 52 пуда 2 фунта отлит братьями Бакуловыми в городе Слободском Вятской губернии.Колокол в 21 пуд 10 фунтов отлит в Казани на заводе Сергея Кодалова.Остальные колокола были поменьше. Позднее вместо колокола весом 108 пудов 27 фунтов в том же городе Слободском куплен супертяжелый колокол весом 201 пуд 21 фунт.Икон согласно описи от 1904 года было около 200.Многие иконы были пожертвованы состоятельными людьми.К примеру, икону "Вознесение Иисуса Христа" подарил церкви в 1899 году казанский чиновник Андриан Григорьевич Ливанов, а икону "Распятие", изображенное на дереве из липы, в1915 году подарил сын умершего дьякона, работавший в том же храме А. Карамышевский.Дочтаточно богата была и церковная библиотека.Здесь к 1912 году хранились 272 тома книг 158 наименований.В Карамышевском приходе имелись 5 школ.Церковно - приходская школа, находилась в деревне Шемалах и была учреждена в 1915 году, а в 1917 году переименована в земскую.Земская школа в селе Карамышево учреждена в двухклассную школу.Земские школы также имелись в деревнях Можары, Шанары, Нижеры.Пожалуй, самым любимым праздником, за исключением Пасхи, для верующих их Карамышево являлся праздник "Иордан"(в здешних местах так называли день Крещения Господня. Он отмечался 19 января).В этот день собиралось много народу, а затем процессия направлялась на реку Аниш, как бы очиститься от греха.Первыми в студеной воде купались священники, а за ними все верующие.Этот праздник в массовом порядке с разрешения местных властей устраивался и в советское время, но постепенно о нем забыли.

23 января 1918 года Советским правительством был принят декрет "Об отделении церкви от государства и школ от церкви".Во исполнение этого закона немедленно посыпались множество циркуляров и директив.Чебоксарская уездная комиссия по отделению церкви от государства обязывала создавать при всех храмах и мечетях общины верующих числом не менее 20 человек и регистрировать их.Только после этого верующие имели право получить на пользование храм со всем имуществом.Такая сделка состоялась.Вот некоторые выдержки из этого документа, которые приводим дословно без изменения:

 

"Договор № 1 от29 июня 1920 года...мы, нижеподписавшиеся граждане Чебоксарского уезда дер. Можары Николай Ефремов и дер. Шанары Никита Захаров, имеющие там свое место жительство, заключили настоящий договор с Чебоксарским РАб.Кр. и Кр. депутатов в лице его уполномоченного Михаила Бочарова в том, что сего числа от Чебоксарского Совета Раб. Кр. и Кр. депутатов в безсрочное и безплатное пользование получили православный храм села Карамышево на нижеследующих условиях.


В частности, в принятых нами в заведывание богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать:

а) политических собраний, враждебных Советской власти;

б) раздачи или продажи книг, брошюр, листовок, посланий, направленных против Советской власти или ее представителей;

в) произнесение проповедей и речей, враждебных Советской власти или ее отдельным представителям;

г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти, в виду чего обязуемся подчиниться всем распоряжениям местных властей относительно распорядка пользования колокольней;

д) в кладбищенских храмах и на кладбищах обязуемся сопровождать единоверцев и соблюдать приписанный порядок;

е) за непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора, или же за прямые его нарушения, мы подвергаемся уголовной ответственности по всей строгости революционных законов".


Впервые же дни советской власти церковь была поставлена под жесткий контроль властей.И это несмотря на то, что церковь была отделена от государства.Так, пахотные и сенокосные земли были изъяты, усадебную землю оставили только в 1 десятин.Зарплату на священника и псаломщика упорядочили.Отныне они получили по 2 фунта ржи от верующей души в виде жалования.К 20 июня 1920 года осталось всего 79 икон, а колоколов -7 Общий их вес составлял 289 пудов.Согласно акту от 8 мая 1922 года из церкви изъяты драгоценности весом 1 пуд 15 фунтов.В их числе были кадило, кресты, портиры, ризы, блюда, евангелии, даже обложка Евангелия.Многие из них были изготовлены из золота и серебра.Хотя церковь пострадала, она продолжала работать, ежегодно внося в Фонд мира солидную сумму от 10 до 17 тысяч в зависимости от дохода, поступавшего от прихожан.Но в середине 1940 года Карамышевскую церковь закрыли в административном порядке с освобождением священника, как неблагонадежного.Но члены церковного совета Карамышевской общины подали 2 заявления об открытии церкви в Совет по делам РПУ (русской православной унии) при СНК СССР и третье - Патриарху Московскому и всея Руси.Самые смелые Алексей Михайлович Михайлов и Арефий Федорович Морозов даже ездили в Москву с целью отстоять интересы народа. Настойчивость увенчалась успехом.13 сентября 1944 года церковь вновь распахнула свои ворота.27 сентября 1945 года священник Карамышевской церкви отец Борис Михайлович Зороастров написал заявление уполномоченному по делам РПУ при СНК СССР по ЧАССР с просьбой разрешить колокольный звон по воскресеньям и праздникам.Оно было удовлетворено. Однако 27 апреля 1962 года Совет Министров ЧАССР вынес постановление под № 179 "Об ограничении колокольного звона"

Сегодня можно гордо заявить, что эта единственная церковь в Козловском районе, уцелевшая за годы советской власти.Наперекор всем: свирепствовавшему тогда атеизму, жестокой и непримиримой репрессии в отношении служителей культа и верующих, она устояла.25 марта 1948 года священником был избран Тимофей Иванович Иванов.А на собрании членов двадцатки Карамышевской церковной общины 18 июля 1961 года священником приняли Николая Павловича Алексеева.Ему определили зарплату в 250 рублей в месяц, предоставили жилое помещение с отоплением и освещением за счет церкви.С октября 1969 года здесь служит священник  Христофор Дмитриевич Дмитриев.Он очень серьезно относится к обязанностям священнослужителя, видимо, этим и объясняется то обстоятельство, что храм стал образцовым не только в районе, но и по всей Чувашии. 

Празднование 100 - летия храма.

Летом 1993 года храму исполнилось 100 лет Прихожане во главе с настоятелем о. Христофором, стали задолго готовиться к этому юбилею.И действительно, 21 мая 100 - летие храма вылилось в большой праздник не только для верующих Карамышевского прихода, но и для жителей всего района.К восьми часам сюда потянулись сотни прихожан из близлежащих населенных пунктов, города Козловки и Мариинско- Посадского района.Сюда же приехали из Чебоксар Владыка Варнава, архиепископ Чувашский и Чебоксарский (глава епархиального управления),секретарь протоиерей Иоанн Рузавин, иеродиякон Паисий (Дмитриев)(приехал из Греции), протодиякон Владимир Лукоянов, дьякон Валерий Краснов.иподиаконы и певчие.Участие также принимали настоятели Казанско - Богородицкой (г.Козловка) и Богоявленской (село Байгулово) церкви отцы Николай Веселов и Сергий.Точно в установленное время началась служба.Она была торжественна и трогательна.Особенно нарядно выглядела внутренность храма, иконостас.Праздничное настроение придавали и сотни горящих свечей в руках верующих, и запах ладана, и праздничное облачение священнослужителей по этому случаю.Даже такое вместительное помещение храма не могло принять всех желающих участвовать в ней, поэтому многим пришлось стоять на улице.Несмотря на прохладную погоду, у всех было приподнятое настроение.Иначе быть и не могло.Ведь с момента установления советской власти все духовное, церковное безпощадно подавлялось, разрушалось, выхолащивалось, а сегодня религия, духовное наследие стали возрождаться, обновляться, как же не радоваться таким приятным переменам.К тому же настрою располагал малиновый колокольный звон, разносившийся далеко по всей округе, зазывая народ на этот большой религиозный праздник.После торжественной Литургии Владыка Варнава служил молебен с водосвятием.Всё это происходило на улице при большом стечении верующих.Было здесь много икон, воды в посудах, развивались хоругвии (знамена церкви).Владыка Варнава, собравшихся окропил святой водой.Служба закончилась крестным ходом вокруг храма.

Архиепископ собравшихся поздравил с 100-летним юбилеем храма и наградил настоятеля, о. Христофора архиерейской грамотой. в свою очередь о. Христофор от имени прихожан поблагодарил высокого гостя за врученную награду и участие на юбилее и попросил Владыку рассказать о поездке в Иерусалим.В теплой и непринужденной обстановке владыка Варнава подробно рассказал прихожанам о впечатлениях от своей поездки.Затем он всем прихожанам вручил иконы.

 

Из книги "Церкви Козловского района" историка - краеведа Ксенофонтова Г.Н., г. Козловка, 1994 г., с.81-90





Архиерейское служение
Новости и События
Фотоальбомы
Богослужение в день памяти святого апостола Андрея Первозванного в храме села Карамышево Козловского района
12 декабря 2018 г.